РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА
Российский научный фонд № 23-78-10085
https://rscf.ru/project/23-78-10085/
Концепт «экосистема образования взрослых»
Разработана концепция междисциплинарного тезауруса, впервые предложена его модель, объединяющая понятия из экономики, образования, экологии и цифровых технологий, позволяющая описывать трансформационные процессы в образовании взрослых. Концепт «экосистема образования взрослых» раскрыт во всей полноте взаимосвязей терминов и понятий из четырех указанных областей, дано объяснение новым явлениям и процессам в сфере образования взрослых. Экосистема образования взрослых рассмотрена в комплексе разных аналитических рамок и рефлексивных оценок: как теоретический конструкт, социально-экономическое явление, управленческая парадигма.
Специфика образовательной экосистемы
По результатам сравнительно-сопоставительного анализа выявлена специфика образовательной экосистемы, показаны ее отличия от традиционной системы образования. Сделан вывод о том, что экосистема образования взрослых представляет собой открытое, целостное образовательное пространство, где представлены разнообразные участники: провайдеры образования, посредники, интеграторы, потребители. Связи и отношения участников экосистемы характеризуются как симбиоз, взаимовыгодное сотрудничество. Ключевыми принципами экосистемы образования взрослых является клиентоориентированность, кастомизация, «бесшовность» предоставления услуг, коэволюция, преобладание горизонтальных связей и самоорганизация.
Анализ международного опыта
Проведен социально-исторический анализ международного опыта обучения взрослых. Выявлены традиционные институты обучения взрослых (университеты третьего возраста, народные школы, корпоративные университеты), и новые (массовые открытые онлайн курсы, платформы взаимного обучения, мейкерспейсы), выявлены их специфические черты. Определены векторы институциональных изменений в сфере образования взрослых: традиционные институты замещаются новыми форматами, основанными на технологических решениях; модель коммуникации участников образовательного процесса от вертикальной иерархии переходит к горизонтальному взаимодействию, взаимному обучению, персонализированным решениям.
Эмпирический этап исследования
Реализован эмпирический этап исследования с использованием полуформализованных интервью с экспертами, парсинга данных с сайтов образовательных платформ EdTech компаний, анкетного опроса населения. По результатам экспертного опроса выявлены тренды, связанные со сменой образовательной парадигмы, потребностями развития компетенций для цифровой экономики. Установлено, что реструктурирование рынков труда и акселерация возможностей удаленной работы привели к увеличению спроса на «цифровых работников» и микронавыки для платформенной экономики, в связи с чем активно развивается индустрия EdTech, обеспечивающая получение востребованных профессиональных навыков.
Конфигурация связей и отношений
Выявлена конфигурация связей и отношений ключевых стейкхолдеров, активно развиваются партнерские отношения университетов с EdTech компаниями. По результатам экспертного опроса показана роль российских университетов в экосистеме образования взрослых и четыре возможных типа их позиционирования: как ядро экосистемы со стабильным и нестабильным статусом или как один из участников экосистемы с потенциалом для центрального позиционирования и без такой возможности. Экспертами отмечено, что университеты могут занимать центральное место в экосистеме образования взрослых и удерживать лидерские позиции.
Апробация
По результатам первого года опубликовано три научные статьи в журналах, индексируемых международными базами данных Scopus, Web of Science. Члены научного коллектива приняли участие в семи международных конференциях и форумах, где были апробированы результаты исследования.
Научные публикации
1. Ефимова Г.З., Семёнов М.Ю. Экспертная оценка места университета в экосистеме образования взрослых Высшее образование в России, Т. 33. No 4. С. 9–32. (год публикации - 2024) https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-4-9-32
2. Семёнов М.Ю., Кичерова М.Н., Трифонова И.С. Экосистема образования взрослых: конструирование терминологического поля и междисциплинарного тезауруса Образование и наука, Т. 26, No 3. С. 12–39 (год публикации - 2024) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-3-12-39
3. Семёнов М.Ю., Кичерова М.Н., Трифонова И.С. Международный опыт образования взрослых: трансформация институциональных форм Интеграция образования, - (год публикации - 2024)
4. Ефимова Г.З. Наставничество в академическом развитии научно-педагогических работников Актуальные проблемы развития человеческого потенциала в современном обществе : Материалы X Всеросcийской (с международным участием) научно-практической конференции, Пермь, 06–08 декабря 2023 года., С. 99-105. (год публикации - 2023)
5. Ефимова Г.З. Место академического развития научно-педагогических работников в экосистеме образования взрослых Материалы IV Международной научно-практической конференции «Социальное знание в современном обществе: проблемы, закономерности, перспективы». Минск, 2023., С.127-129 (год публикации - 2023)
6. Семёнов М.Ю. Образование взрослых как экосистема: поиск методологических ориентиров Актуальные проблемы развития человеческого потенциала в современном обществе : Материалы X Всеросcийской (с международным участием) научно-практической конференции, Пермь, 06–08 декабря 2023 года., С. 290-293. (год публикации - 2023)
7. - Исследователи ТюмГУ проанализировали экосистему образования взрослых Официальный сайт Тюменского государственного университета, Исследователи ТюмГУ проанализировали экосистему образования взрослых. Официальный сайт Тюменского государственного университета. Точка доступа: https://www.utmn.ru/news/stories/nauka-i-innovatsii/1223464/ (год публикации - ).
Собрано и обработано более 2000 анкет.
Проведено 46 интервью с экспертами из 11 городов России. География экспертов и респондентов включает следующие города:
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Тверь
  • Саранск
  • Псков
  • Омск
  • Екатеринбург
  • Тюмень
  • Пермь
  • Томск
  • Петропавловск-Камчатский
Результаты работы с данными:
База данных образовательных курсов
Разработана база данных образовательных курсов, представленных на наиболее востребованных образовательных платформах (2434 курса)
Модель педагогического дизайна
Разработана концептуальная модель педагогического дизайна образовательных программ для взрослых
Анализ навыков и компетенций
Получены результаты анализа наиболее востребованных навыков и компетенций на рынке труда
Демографические показатели
Получены результаты анализа распределения по полу и возрасту посетителей образовательных платформ
География посетителей
Получены результаты анализа географии посетителей образовательных платформ
Поисковые запросы
Получены результаты анализа наиболее частых запросов к образовательным платформам
По вопросам сотрудничества Вы можете связаться с нами: